"Образование - лицо разума"
Кей-Кавус

О создании условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

В соответствии с п. 5.1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права на образование перед органами местного самоуправления стоит задача создания необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством инклюзивного образования.

В рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297, в Ростовской области по согласованию с органами местного самоуправления созданы условия доступности для детей-инвалидов в 232 общеобразовательных организациях Ростовской области.

В 2016 году создание условий доступности в сфере образования осуществляется как в общеобразовательных организациях, так и в дошкольных образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей.

В государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» на 2016 год включены следующие целевые показатели:

доля детей-инвалидов от 1,5 до 7 лет, для которых созданы условия доступности для получения качественного дошкольного образования, - 80%;

доля детей-инвалидов от 5 до 18 лет, для которых созданы условия доступности для получения дополнительного образования, – 30%;

доля детей-инвалидов школьного возраста от 7 до 18 лет, для которых созданы условия для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, – 96%; доля дошкольных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения качественного образования детей-инвалидов, – 16%.

В целях соблюдения требований действующего законодательства в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий на получение образования детям-инвалидам, достижения показателей доступности, установленных постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297, отдел образования Администрации г.Гуково работает над созданием условий для получения образования для каждого ребенка-инвалида. Образовательные услуги для детей данной категории могут быть представлены как, на базе образовательного учреждения (школа, дошкольное учреждение, учреждения дополнительного образования), так и обучение на дому. В соответствии с п. 5.3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» обучение будет осуществляться бесплатно.


Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

ПОРЯДОК регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях

ПОЛОЖЕНИЕ об организации индивидуального обучения на дому обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней школы № 9


Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СШ №9

Положение об обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся МБОУ СШ №9

 

ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

 

 

Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СШ № 9 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

  • Задачи:
  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

 

1. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности зданий  (дата постройки здания - 1975 г.,) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.

2. Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом - психологом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС
Формы работы:

  • Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
  • Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
  • Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.
  • Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество

При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
Педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.

3.Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование и персонал пищеблока покрывают потребность обучающихся в 2- х разовом горячем питании (горячий завтрак – за счет родительских средств, обед (льготный и за счет родительских средств).
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здания МБОУ СШ №9 оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьная медсестра.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.

5. Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СШ №9 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, документ-камеры.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.